бравый Йозеф (josef_brave) wrote,
бравый Йозеф
josef_brave

Category:

Об огне



https://vk.com/@-63375841-o-piromamii

Ежегодный ритуал возжигания "святого огня" (Ἅγιο Φῶς – Святой Свет) в Иерусалимском Храме Воскресения Христова известен ещё с ранних веков христианства. В Великую Субботу, после всей хозяйственной подготовки храма к пасхальному богослужению, когда всё чистится, моется и во все светильники заливается новое масло, совершается особый чин с крестным ходом, завершающимся вхождением иерусалимского патриарха с армянским архимандритом в особую часовню – "Кувуклий" (муж. род от греч. Кувуклион, лат. Кубицилум – покой, царская опочивальня), где их ритуально "запечатывают" большой восковой печатью на двери. Незадолго до этого, во всём храме гасят все огни, а в древности это делалось и во всей христианской части города, чтобы вновь зажечь светильники обновлённым огнём. По своей сути, этот обычай повторяет иудейский ритуал уничтожения всех квасных продуктов (хамЕц) перед Песахом (Пасхой), в знак безвозвратного Исхода к новой свободной жизни из египестского (греховного) рабства. В Кувуклие армянский архимандрит остаётся в "приделе ангела", а иерусалимский патриарх, с пучками свечей в руках, проходит к "гробному ложу" – плите на том месте, где было положено мёртвое тело Христа. Над ложем, перед иконой Спасителя всегда горит НЕУГАСИМАЯ лампада, от которой и зажигаются свечи после положенного молитвословия. Подобный чин Страстной Субботы, когда всё гасится и потом зажигается"новым огнём" от напрестольной лампады, совершается во всех храмах Армянской Апостольской Церкви. Иудеи издревле практикуют чин ритуального зажигания светильников в доме при наступлении ночи, при котором сперва гасят все светильники, а потом их зажигают от одной лампады в знак поклонения единому Богу. Этот принцип был воспринят и христианскими общинами, в которых он практиковался с самых ранних времён. Отголосок этого ритуала присутствует и в нашем современном храмовом богослужении, когда на шестопсалмии гасят все огни, чтобы заново зажечь их на полиелее, при этом в некоторых храмах есть традиция возжигания от огня лампады на престоле.

Вот отрывок молитвы иерусалимского патриарха, совершаемой в Кувуклие во время чина благодатного огня: "…МЫ СОВЕРШАЕМ светоявление(φωτοφάνειαν), ИЗОБРАЖАЯ (εἰκονίζοντες) этим Твое милостивое к нам богоявление… А потому, благоговейно БЕРЯ СВЕТ, КОТОРЫЙ НЕПРЕСТАННО и присносветло ГОРИТ НА СЕМ светоносном Твоем ГРОБЕ, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света, и просим и молим Тебя, Всесвятой Господи, благодатию всесвятого и светоносного Твоего гроба соделать его даром освящения, исполнить его Твоей божественной благодати и благословить и освятить тех, кто благоговейно принимает его, освобождая их от тьмы страстей, и сподобить их Твоих светлых обителей, где сияет невечерний свет Твоего Божества…". Молитва была опубликована дважды: в 1933 г. архимандритом Каллистом Мелиарасом(профессором Афинского Университета) и в 1967 г. в журнале "Новый Сион" (Νέα Σιών) – официальном издании Иерусалимского Патриархата. Эта молитва довольно длинная и насыщена превыспренними византийскими оборотами. Учитывая, что произносится она лишь раз в году, понятно, что патриарх читает её не по памяти, а с листа. Но когда он входит в Кувуклий, в руках у него ничего нет, ибо этот текст заранее оставлен там, вместе с очками престарелого патриарха. Внутри часовни довольно темно, ведь она находится под куполом храма, а в глубине, в узком проходе у гробного ложа, ещё темнее и там невозможно читать текст без искусственного освещения. Поэтому обычный огонь в гробнице есть, и это – неугасимая лампада, от которой и зажигаются свечи после положенного молитвословия.

Есть сведения и о другом, средневековом варианте этого обряда, при котором обновлённый "святой огонь" возжигался при помощи ударов специальными камнями. Именно поэтому греческое слово "анАстаси" (ανάσταση –воскресение) было переведено на славянский язык с применением корня "крес"(от глагола "кресИть", отсюда же "кресало" – огниво). "Воскреснуть" означает буквально – высечь искру (огонь) из камня. Но высекание в Кувуклие обновлённого огня кресалом было скорее неким уставным исключением в период недолгого владения Иерусалимом латинянами, поэтому до и после это о периода свечи просто зажигались от неугасимой лампады над гробной плитой, как это делается и сейчас. Связки горящих свечей передаются через два овальных окна Кувуклия наружу, где от них зажигаются свечи в руках специальных "скороходов", которые стремительно разносят их по всему храму, быстро наполняемому полыханием "обновлённого огня". Ликующий народ активно "умывается" этим освященным огнём, иногда проявляющим необычные свойства (так же, как и освящённые вода и елей). По вполне естественным причинам, теплоёмкости человеческой кожи и тканей одежды хватает, для безопасного быстрого проведения по ним низкотемпературным пламенем от горения восковых и парафиновых паров, в чём можно легко убедиться при эксперименте в домашних условиях. Однако, множественные возгорания одежды и волос неизбежно происходят и поэтому по территории храма распределено множество полицейских с компактными огнетушителями, распыление которых иногда воспринимается верующими, как применение против них слезоточивого газа, от чего местами возникает паника. Но всё это стараются не показывать по телевидению.

Эта церковная служба освящения естественного огня не отличается от прочих христианских обрядов, которым совершенно не свойственны эффектные метафизические процессы и явления. Как "святая вода" не конденсируется сама в емкостях для её освящения, так же и "святой огонь" имеет вполне естественное происхождение, а в церковном ритуале он наделяется особым символическим смыслом, через который Бог являет нам Свою благодать. В Страстную Субботу Церковь вспоминает Божественный Шаббат (покой), в который погрузился закланный Агнец-Христос. Именно на этот Шаббатуказывали все ветхозаветные субботы. Но вместо вдумчивого сопереживания священной тайны Божественного Упокоения Христа, наши верующие ёрзают в напряжённом ожидании "чудесного сошествия благодатного огоня", чтобы можно было затем расслабиться, вернувшись к своим суетным житейским заботам. Иногда приходится слышать совершенно нелепое притягивание к этому ритуалу слов Спасителя: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк 12:49)". Смешон и жалок тот, кто всерьёз считает, что Дух Святой, Которым пламенеют души всех сораспинающихся со Христом, проявляется в зажигании свечек. Это есть настоящая хула на Духа Святого, низводимого на уровень зажигалки. Естественная церковная служба, подобная службе "двенадцати евангелий" в Великий Четверг, с которой верующие несут домой символически-особый огонёк, превращается в массовый магический культ, основанный на попрании элементарных богословских истин экзальтированными фантазиями и сплетнями. Но в наш информационный век, шило правды невозможно утаить в сказочном мешке и в итоге всё неизбежно завершится позорным осмеянием, когда произойдёт публичное развенчание этого лже-чуда. Настоящему же богоискателю необходимо всегда стремиться к духовному трезвению, чтобы не пожинать потом в постыдное разочарование.

Если бы наши верующие "негодных и бабьих басен отвращались, а упражняли бы себя в благочестии (1Тим 4:7)", то они смогли бы уразуметь евангельские указания, предохраняющие от таких огненных знамений: "Приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его (Христа), просили показать им знамение с неба (низвести огонь, как пророк Илия). Он же сказал им в ответ: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и ЗНАМЕНИЕ НЕ ДАСТСЯ ему (Мф 16:1-4)". А в Откровении Иоанна описана настоящая "огненная бомба", заложенная под самые основы мистических переживаний верующих, падких на такие зрелищные знамения: "Зверь (антихрист) творит великие ЗНАМЕНИЯ, так что и ОГОНЬ НИЗВОДИТ С НЕБА НА ЗЕМЛЮ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ (Отк 13:13)". Но за потребительским тяготением к ярким эффектам, нашим огнепоклонникам совершенно нет дела до слов апостола и Самого Христа. Здравомысленный же христианин верует в свободное проявление всемогущего Бога в этом мире, в том числе, как это описано в огненных историях с пророками Илией и Моисеем. Но в данном случае проблема состоит не в допущении возможности подобных чудесных феноменов, происходящих по воле Бога, а в переносе оси религиозного упования с истинного Источника чуда на само явление, которое есть лишь производное следствие бытия и свободной воли Чудосовершителя. Это подобно тому, как если бы некие дети в определённое время собирались и просили своего отца бросить им из окошка конфет, по возникновению которых они судят о его наличии и о его внимании к ним, но при этом дети не хотят входить в дом к отцу, желая общаться с ним только посредством конфет, ожидаемых снаружи. Этот принцип потребительской религиозности описан в истории постройки Вавилонской башни, которую люди строят ОТ НЕБА к земле (точный перевод!), чтобы овладевать и распоряжаться силами(благодатью) Бога, без всякого интереса к общению с Ним. Именно этим упорно занимаются православные христиане в массовом магическом помешательстве вокруг "схождения благодатного огня", что говорит о весьма нездоровой духовной атмосфере в нашей церковной среде вцелом. Звучат даже такие заявления: "Если ты не веришь в чудесное схождение благодатного огня, то ты не веришь и в Бога, либо ты не православный христианин". Такие верующие сами свидетельствуют что основой их религиозности являются внешние чудеса, без которых им не на что в себе опереться, чтобы обратиться к Богу.

Рассудительные верующие задают естественный вопрос: "Почему же до сих пор православные иерархи не дадут необходимх разъяснений пастве о естественном происхождении этого ритуального огня?" Дело в том, что это приносит очень большую выгоду, ради которой церковноначалие упорно замалчивает тему естественного возжигания "святого огня", всячески поощряя сказочную мифологию вокруг него. На торговле этой "благодатной лапшой" обогащаются множество околоцерковных коммерсантов, но пропагандистская составляющая этого "чуда" гораздо более значима. Если церковный народ будет свято верить показаниям этого "огненного индикатора истинности" нашей церковной системы, включающегося по команде православного иерарха, то тем самым в сознании верующих автоматически аннулируются все претензии к церковному руководству. Потому и сеется утверждение: "Истинность православия доказывается чудом схождения благодатного огня именно у православных". Из чего делается прямой вывод: "В нашей Церкви всё хорошо и правильно и нас ведут верным курсом истинные пастыри, благословляющие все действия государственной власти". Таким образом это лже-чудо не только наполняет карманы алчных, но и является важной идеологической подпоркой, как для церковного, так и для государственного аппарата. Поэтому глухое молчание православного церковноначалия на любую критику этого фаер-шоу является естественной защитной реакцией: "Замалчивание - самая мощная форма лжи." (Дж.Оруэлл) Под эту идеологическую компанию создан крупный общественный фонд, занимающийся телевизионными трансляциями и транспортировкой "благодатного огня" по храмам и учреждениям всей нашей страны. Главой этого фонда является знаменитый шубохранилищный чиновник-алигарх. Из истории известно, что раньше, по различным естественным причинам, огонь возжигался не в одинаковое время, однако, с 2002 года "благодатный огонь"ВСЕГДА зажигается в 14 часов 03 минуты, или в 14 часов 16 минут по Иерусалимскому времени, что точно соответствует времени выхода первой, либо последней новости дневного выпуска новостей канала НТВ. В 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, выкупившей права на прямую трансляцию "чина святого света из храма Гроба Господня", и с тех пор огонь всегда "сходит" в прямом эфире НТВ. Огненное шоу транслируется именно в этом новостном выпуске, ведь ко времени следующего выпуска уже не успеть в аэропорт Бен-Гурион, откуда в 17 часов вылетает в Москву регулярный авиа рейс. "Благодатный огонь" НЕ МОЖЕТ сойти в вечерних новостях, потому что тогда не успеть на самолёт, за который уже заплачены деньги и уже расписан график его дальнейшего передвижения по России.

Надо очень ясно понимать, что в церемонии "святого огня" мы изначально предлагаем Богу тварный свет (огонь от неугасимой лампады над гробным ложем), а через него благодатью Святого Духа приходит свет нетварный, который может самым чудесным образом влиять на ЛЮБОЕ тварное вещество и процесс, НЕ СМЕШИВАЯСЬ С НИМ. Именно об этом весь текст, призванный поставить всё на свои места, а не убедить читателя в отсутствии благодати в общественной церковной службе, обращённой к Богу. Естественный огонь используется в этом церковном чине изначально и в дальнейшем, как символ, указывающий на Свет Истинный, воссиявший на этом конкретном физическом месте (Гробе Господнем), и одновременно, как символ горения в нас веры в любовь Бога к людям. Именно благодаря этой вере, Господь принимает наше духовное движение к Нему, и в нашем естественном огне являет Свой нетварный Свет. При этом вполне могут происходить какие-то очевидные аномалии, как иногда случается и при любом другом подобном ритуале, но это не значит, что призываемая благодать обязательно должна как-то явно ощущаться. Подмена смыслового символизма этого действа на смысл буквальный (что благодать изначально становится вещественным огнём, зажигающим свечи) разрушает весь духовный строй религиозного чина и низводит Бога и Его энергию до вульгарного утилитаризма (огнива). Чин "святого света" – это не сеанс овеществления Божественной благодати, которую можно накапливать в осветительных приборах, а это есть явление(эпифания) в нашем естественном огненном символесовершенно несоединимого ни с чем в этом мире нетварного Света, совершающееся по нашей духовной обращённости к его Источнику. Но люди не желают вникать в эти важнейшие религиозные принципы, наседая на Бога с чисто потребительскими и магическими представлениями, что и выражается в их нездоровой концентрации на факте "схождения чудесного огня". Это обрело масштаб псевдо-духовной эпидемии, с которой необходимо бороться самыми решительными просветительными мерами.

Известный литургист, профессор Ленинградской Духовной академии Н.Д. Успенский посвятил актовую речь 1949 года критике представлений о чудесном схождении "благодатного огня" и истории их возникновения: "Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда "святого огня", в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим, в силу объективных условий, фанатизмом тёмных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось – совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы». http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm

Стоит прояснить ещё некоторые недоумения, которые возникают у наших верующих относительно чудесных легенд, связанных с "благодатным огнём":

Легенд о возникновении трещины в колонне при входе в храм, из которой якобы исшёл огонь, довольно много. Наиболее известен греческий вариант, но есть более демократический армянский, гласящий о исхождении огня снаружи храма для нищих, которых не пустили в храм, и даже история о том, что из этой колонны вместо огня вылетели страшные пчёлы, покусавшие иноверцев, от преследования которых христиане заперлись в храме. Если внимательно посмотреть на вход в храм ВХ, то можно убедиться, что следы копоти присутствуют не только на треснувшей колонне с левой стороны от дверей, но и на других колоннах справа. Это последствия крупных пожаров, происходивших в разные века при множественных политических и религиозных конфликтах. При сильном внешнем разогреве, с мрамором происходит именно то, что мы и видим на этой колонне, а при разогреве изнутри, она бы раскололась и рассыпалась на части от внутреннего расширения. По историческим данным, причиной весьма крупного пожара, разграбления и почти полного разрушения Храма и Кувуклия в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима были именно: "проделки христиан в день Пасхи с тем огнём, который они добывают хитростью, причем люди невежественные полагают, что этот огонь спускается с неба. Его делают, пропитывая маслом бальзамового дерева тонкие шелковые нити, намазанные серой и другими снадобьями, устроенные с таким искусством, что это сходит за чистую монету в глазах и выдающихся личностей и простого народа". Так что естественных причин для возникновения трещины на колонне предостаточно, а уже позже она обросла чудесными историями. Для примера подобных сказочных достопримечательностей и легенд вокруг них, можно указать на множество знаков и отметин по всему Иерусалиму, связанных с крестным путём Иисуса Христа. Где-то Он остановился, оставив отпечаток Своей ноги на камне, где-то Он опёрся о стену и оставил на ней отпечаток Своей руки, и т.п. Эти места и отметины почитаются паломниками, как подлинные, хотя это лишь символические указатели. Всё становится на свои места, если учесть, что толщина культурного слоя в старом городе составляет от 4 до 7 метров. Не меньшими мифо-культурными наслоениями покрыта и истинная причина естественного повреждения той колонны.

Присутствующие в Иерусалимском храме при чине "святого огня" и смотрящие его трансляцию часто уверяют, что видели необычные яркие, но беззвучные "молнии". Однако, эти всполохи, освещающие стены, купол и сам Кувуклий, которые так хорошо видны на каждом видео с этой службы, являются результатом работы мощных вспышек профессиональных фотокамер, дающих короткие и очень яркие выбросы света, сливающиеся в целые зарницы. На всех видео можно разглядеть, что начинаются эти серии вспышек, именно в момент, когда заканчивается напряженное затишье в затемнённом храме и начинается оживление, перед самым выносом из Кувуклия связок горящих свечей. До этого момента, пока патриарх в Кувуклие прочитывает положенные молитвы, все прибывают в тишине и покое, чему не мешают и профессиональные фотографы, основная часть которых находится на верхних галереях храма. Но когда начинается вынос огня, то тогда всё заливается вспыхивающим ярким светом от их мощных фотовспышек, которые экзальтированные верующие могут принять за свет молнии. На самом деле, нет ни одной (!) фотографии каких-либо молний рядом с Кувуклием, особенно учитывая сколько сотен (!) фотоаппаратов ежегодно фиксируют это событие в этот момент.

Так называемые "фото благодатных огней", активно распространявшиеся в церковной среде в конце 1990-х и начале 2000-х годов, тоже являются естественным результатом фотографирования плёночными фотоаппаратами(мыльницами) в темноте со вспышкой, при последующем движении аппарата с открытым ещё затвором из-за длительной автоматической выдержки. При этом на плёнку чётко экспонируются высвеченные вспышкой тёмные объекты и пока затвор объектива ещё не закрылся, при движении светящихся объектов, или самой камеры, на плёнку экспонируются светлые полосы, всегда идущие от источников света и всегда имеющие параллельный характер относительно друг-друга. С уходом эпохи плёночных фотоаппаратов и с заменой их на цифровые фотокамеры, так же исчезли и новые подобные "фото благодатных огней" и больше они не появляются. Но и сейчас такие фотографии не сложно сделать, если фотокамера позволяет выставить вручную достаточно длительную выдержку. При этом можно применять автономную вспышку и двигать фотокамеру, либо должен двигаться сам светящийся объект в темноте.
Tags: Евангельское мировоззрение
Subscribe

  • О тишине

    Часто приходится слышать, что "во всём надо полагаться на волю Божию", поэтому жизнь христианина должна быть "тише воды и ниже травы", ведь мы и…

  • О превосходстве

    "Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие–то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит…

  • Об оглашении

    Над воротами концлагеря написано "Труд делает свободным". Именно в этом же стараются убедить всех и законники в Церкви. Но свобода обретается…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments