бравый Йозеф (josef_brave) wrote,
бравый Йозеф
josef_brave

Category:

О победе



https://vk.com/@-63375841-o-pobede

Множество народных обычаев и традиций присутствуют в элементах церковных богослужений, хотя вне церковной практики эти же ритуальные проявления, как правило, огульно объявляются нашими верующими, как "нехристианские, языческие" и даже направленные на угождение падшим духам. Однако, если пробиться сквозь кликушеский гвалт и тщательно разобраться, то окажется, что в нашей христианской ритуалистике вообще не обнаруживается ни одного обряда, или традиционного действа, не уходящего своими корнями в те самые народные (дохристианские и доиудейские) религиозно-мифологические основания, которые, в свою очередь, не являются некими рудиментами, или отпадениями от чистой духовности, а той самой питательной почвой, из которой и выросли все известные нам символические образы и ритуальные формы.

Более того, произрастание традиций из архаических глубин народной религиозности благословлено Самим Христом, Который не противился этим формам религиозной мысли, но и Сам неоднократно использовал их. Например, Христос проклинает бесплодную смоковницу, являвшуюся в народном представлении мистическим символом мудрой рассудительности и плодотворности, к которым призван каждый человек и целые народы. Христос говорит в притче о драгоценном жемчуге, происхождение которого тогда воспринималось людьми, как чисто мистический процесс, за что он так высоко и ценился. (О смоковнице и жемчуге тоже будут подробные тексты.) Так же обстоит дело и с символизмом финиковой пальмы и её ветвями.

Обычно приходится слышать от наших проповедников всякие нелепицы о том, что в Пальмовое Воскресенье, которое у нас зовётся "вербным" (неделя ваий), жители Иерусалима вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями, просто потому, что их там росло во множестве, совершенно не объясняя – почему среди всей изобиловавшей тогда палестинской растительности, люди применили таким особым образом ветви именно этого растения?

Дело же в том, что финиковая пальма (Phoenix), имеющая ровный цилиндрический ствол и такую же круглую крону, издревле считалась солярийным символом, указывающим на источник жизни – солнце. В Вавилоне пальма воспринималась, как эмблема Ваала, а в Ассирии – эмблемой Иштар. У греков – пальма являлась атрибутом Апполона, а у римлян – была атрибутом Юпитера и олимпийских победителей. Но к этим народам такое особое отношение к финиковой пальме пришло из Египта, где она почиталась особо, как "календарное дерево", регулярно дающее новую ветвь раз в месяц. Ветви пальмы символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Соответственно, тот, кто обладает пальмой (пальмовой ветвью) - её символико-смысловой сутью, тот обладает и бессмертием. Поэтому пальмовая ветвь, это символический ярлык на длительное правление и неизменный атрибут погребальных церемоний. Из образа кокосовой пальмы, вечно роняющей свои плоды, в представлении древних египтян гипостазируется Древо Жизни, растущее в царстве мёртвых: тот, кто хочет добыть высшее знание, высшую силу, бессмертие и стать богом, обретает это через странствие в мир усопших, становясь "паломником".

Но кроме этого, пальма – это символ побеждающей жизни. В Древнем Египте, в декабре, в самый короткий день года, люди приносили вечнозеленые пальмовые ветви в свои дома, как символическое знамя побеждающей жизни. Греческие и римские победители в спортивных состязаниях и в судебных разбирательствах выходили, неся в руках пальмовую ветвь – пресловутую "пальму первенства". Освобождаемый гладиатор, вместе с деревянным мечом получал пальмовую ветвь, указывающую на обретенную в победе новую жизнь. Специальный вестник о победе в войне, или о заключении мира прибывал на родину с пальмовой ветвью в руках.

Вот мы и докопались до самой сути этого древнего народно-религиозного знака победы света над мраком, победы лета над зимой, победы жизни над смертью. Поэтому люди в древней Палестине встречали небывалого пророка и чудотворца Иисуса, как победителя и освободителя, традиционно въезжающего в город на коне или осле, – выстилая Его путь и махая Ему именно ветвями финиковой пальмы, общеизвестный образ которой указывал на их тогдашнее чаяние – освобождение Иудеи из под римской зависимости. Весь Иерусалим оказался взбудоражен этим политическим энтузиазмом, который, однако, выветрился буквально через несколько дней, обратившись в яростную горечь электорального разочарования. От любви до ненависти один шаг, и имя ему – крушение необоснованных ожиданий.

Символизм пальмы-победительницы проследовал в религиозной истории дальше. По преданию, Богородица получает от архангела пальмовую ветвь, в знак её жизненной победы и скорого перехода к жизни вечной. После, эта ветвь досталась апостолу Иоанну, от чего она стала одной из его эмблем. В христианской иконографии, в руках Христа и многих мучеников (μάρτυρας - свидетель) часто изображается пальмовая ветвь, как знак их славной победы в деле свидетельства о высшей Истине. Так же изображаются и ангелы с этим знаком духовной победы. Само слово "паломник" (Palmer) происходит от латинского "palm" – пальма, ветви которой, как одно из нескольких доказательств своего пребывания на Святой Земле, религиозные путешественники приносили собой из Палестины. В западной христианской церкви сохранилась традиция сжигать в начале великого поста пальмовые ветви, хранившиеся с прошлогодней Пальмовой Недели, чтобы посыпать, или помазывать головы их пеплом, в знак покаянного сокрушения и ожидания помощи от Бога в свой борьбе за духовное освобождение.

Уяснив вышесказанное, нам всегда необходимо помнить, что истинная евангельская победа, которую мы обретаем со Христом, это не уничтожение каких-то врагов, не утверждение непреступных "церковных оград", а победа милосердной жертвенности над принципами природного естества в самом человеке, что воплощается в героической решимости, проходить со Христом весь Его крестный путь, даря Свет духовного освобождения всем чающим Его. Подлинные плоды духовной победы всегда таковы – ЧЕСТНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. Благодаря им человек обретает возможность видеть и называть всё своими именами, проявляясь жизненным донором, а не насильственным паразитом. Плоды же духовного поражения таковы: ЛЖИВОСТЬ, ТРУСОСТЬ и ЖЕСТОКОСТЬ, как результаты нарушения целостного восприятия реальности, утраты личностной независимости и влечения тупой, животной алчностью, оправдывающей всякую безжалостность.

За неделю до Пасхи, держа в руках традиционные вербные веточкой, соотнесём свою жизнь с жертвенным героизмом христианских мучеников и других благовестников, изображаемых с этим древним символом духовной победы и спросим себя: для чего мне ЛИЧНО этот знак победного приветствия? Помощь в какой борьбе я ожидаю от Бога, для Которого вообще не существует никаких врагов? Спасение от кого, или от чего я прошу? ("Осанна" означает - спаси, мы молим!) Не буду ли я скоро вопить вместе со злобной и глупой толпой, требуя расправы над очередными "злодеями", на которых указывает наше земное и церковное начальство? Не меня ли спрашивает Христос в Гефсимании: "Друг, для чего ты пришёл? (Мф 26:50)" Что на самом деле хочет моё сердце – победы Христовой Любви, ценой пролития моей собственной крови, или же оголтелой пляски на несметных костях жертв прежних исторических трагедий, новые версии которых мы запросто МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ...
Tags: Евангельское мировоззрение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments