бравый Йозеф (josef_brave) wrote,
бравый Йозеф
josef_brave

Category:

Об искушении



Недавно Ватикан принял решение изменить текст молитвы "Отче наш", заменив фразу "не введи нас во искушение" на фразу "помоги нам не впасть в искушение", мотивируя это тем, что верующих смущает такая формулировка, в которой Бог воспринимается в качестве искусителя, якобы, создающего повод к совершению греха. Тем более, что в послании апостола Иакова говорится: "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак 1:13-15).

Такая логика западных богословов кажется вполне оправданной, однако, тот же Иаков, буквально, строкой ранее утверждает, что искушения необходимы(!) человеку: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак 1:12). Опыт христианских подвижников показывает, что человеку надо не столько стремиться переносить искушения не падая, сколько упорно подниматься после падений, чтобы продолжать свой избранный путь, ведь сам опыт падения, борения и освобождения от греха оказывается полезен человеку, как полезен опыт ошибок в любом процессе поиска и развития, если из них делаются правильные - совершенствующие выводы.

Если обратиться к греческим первоисточникам, то в Мф 6:13 и Лк 11:4 мы обнаружим: "не введи нас в πειρασμόν" (пирасмОн) - испытание, искушение. Противоречия со словами Иакова не будет, если различить саму суть этого обращения людей к Богу с инициативной просьбой - "не подталкивать" нас к благому выбору какими-то внешними условиями, при которых нам приходится делать добро по принуждению, а чаще - выбирать из двух зол меньшее. Сама форма просьбы, данная нам Христом, содержит в себе творческую задачу для проявления веры "находчивой", способной развить (исполнить) сказанное Спасителем до конца (до полноты): "Не вводи нас в испытание, ибо мы сами сделаем этот шаг на нашем жизненном пути и он будет наш собственный - свободный, а не вынужденный". Это подобно просьбе новобранца к инструктору - не выталкивать его насильно с парашютом из самолёта, а дать возможность собраться с силами, чтобы с твердым духом самостоятельно шагнуть из него.

Стоит так же заметить, что заканчивается эта молитва такой же инициативной просьбой помочь нам "избавиться от πονηροῦ" (понирУ) - лукавого, негодного. И это не просьба о том, чтобы Бог отогнал от нас лукавых духов, а выражение стремления к нашей собственной перемене, которая и происходит в очистительном горниле испытаний, в которые мы входим по собственной воле, чтобы исправить в самих себе всякое лукавство нашего ветхого человека. Наша личная свободная воля, смело направленная на освободительную борьбу с лукавством в самом себе, без ожидания каких-то распорядительных команд, - это и есть именно то встречное движение к Богу, которое Он от нас смиренно ожидает.
Tags: Евангельское мировоззрение
Subscribe

  • О тишине

    Часто приходится слышать, что "во всём надо полагаться на волю Божию", поэтому жизнь христианина должна быть "тише воды и ниже травы", ведь мы и…

  • О превосходстве

    "Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие–то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит…

  • Об оглашении

    Над воротами концлагеря написано "Труд делает свободным". Именно в этом же стараются убедить всех и законники в Церкви. Но свобода обретается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment