бравый Йозеф (josef_brave) wrote,
бравый Йозеф
josef_brave

Category:

О призывании



Всякий раз, читая молитву ко Святому Духу, мы наделяем Его архаичным славянским эпитетом "утешитель", корень которого (тѣ́ш) буквально происходит от понятия "доить" - питаться молоком, дёргая за соски. Это есть изначальная этимология, к которой позже присоединились значения "успокаивать, ласкать, забавлять". Такое понимание слов молитвы, отсылает нас к знаменитому образу Ромула и Рема, сосущих молоко из сосков охраняющей их волчицы, и в этом нет ничего зазорного, ведь Бог действительно проявляет ко всем людям свои питающие и охраняющие действия. Однако, если обратиться к древнегреческому языку, на котором была составлена эта молитва, то обнаруживается, что славянское понятие "утешитель" является однобоким и потому профанирующим полноценное значение действий Духа Святого в душе человека.

Это искажение перевода возникло из-за больших культурных различий между славянами и народами Греко-римской Империи, откуда к варварам распространялась христианская вера. Славяне культурно значительно отставали от ромеев и поэтому у них полностью отсутствовали понятия, связанные с системой римского права и того мировосприятия, из которого и происходит исходный эпитет Духа Святого - "παράκλητος" (парАклитос), означающий буквально - "призванный быть рядом", и который более точно сейчас можно перевести, как "соратник" - союзник в битве. Тема воинской духовной смелости проходит сквозь всё Священное Писание: "Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей" (Пс 45:2-3). Именно с этого воинского образа вышнего "помощника и покровителя" (βοηθος και σκεπαστης) начинает свой великий канон Андрей Критский, буквально повторяя отважные слова апостола Павла: "Ибо Сам Бог сказал: "не оставлю тебя и не покину тебя", так что мы смело говорим: "Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?" (Евр 13:5-6).

На латинском языке Дух Святой именуется - "advocatus", что так же означает не просто помощника в сложных обстоятельствах, а буквально, боевого защитника, приглашённого (advoco) сражаться на стороне призвавшего его. В древности "адвокатус" выполнял роль телохранителя и мог участвовать в судах поединком, замещая собой своего господина (друга). Так же и на диком Западе "адвокатами" поначалу называли лишь профессиональных стрелков, охранявших своих нанимателей, и только позже это название перешло в привычную нам сферу юриспруденции. Поэтому термин "παράκλητος" включает в себя двоякое значение, с неравноценными свойствами: начальное оказание помощи и заботы, но не просто ради восстановления утраченных бытийных благ, а для последующего прорыва к "обновляющей" (творящей всё новое) победной свободе, о чём мы и просим каждый раз Духа Святого в тропаре третьего часа: "Обнови нас!"

Всякий ребёнок изначально более привязан к своей матери, функции которой состоят в питании, заботе и утешении, из чего и складывается "сохраняющая" материнская любовь. Но человек так и останется инфантильным придатком свой матери, без отеческой "активирующей" любови, которая совершенно иная и проявляется в защите, поддержке, обучении и развитии. Финальная же цель настоящей отцовской любви, это правильный "толчок ЗА", помогающий раскрыться в чаде его личной свободе полноценного бытийного полёта. Именно такую высочайшую любовь к своему сыну и сумел проявить Авраам, когда провёл Исаака сквозь смерть и Бог "обновил" его.

Ясное понимание этих различных свойств Божественной Любви помогает человеку находить верное направление в поиске путей своей инициации к Жизни Новой, а застревание в духовном детстве, с требованием от Бога одного лишь "материнского молока", приводят людей к бесконечным поискам всяких "утешений", суть которых раскрывается в точном переводе этого слова на латинский язык - "comfort".

Лишь пламенным желанием духовного взросления и смелостью проявления личной волевой свободы призывается Дух Святой - παράκλητος, призванный быть рядом, верный и надёжный защитник, становящийся в битве спиной к спине, а не только как сердобольный "утешитель", утирающий страдальческие слёзы и дающий успокоительную соску.

В синодальном переводе (Мф 5:4) мы читаем: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Этот искаженный перевод нужно довести до его финального абсурда: "Счастливы плаксы, ибо их пожалеют". Но такая установка не имеет ничего общего с Духом учения Христа. В исходном греческом тесте использованы слова: "пенфУнтэс" (πενθοῦντες) - скорбящие и "параклефИсонтэ" (παρακληθήσονται) - будут призваны. Это те самые "малочисленные избранные из числа многочисленных званных", ведь истинное избранничество состоит именно в реализации самими призванными возможности быть с Призывающим. Именно в "пересечении" 2 и 5 "шага блаженств" совершается качественный "скачок" от героической смелости невинного скорбеношения к сострадательной милости, в чём и заключается переход от "аскетической" (кенотической - умаляющейся) части духовного пути к части "воинской" (ауксанической - возрастающей). Такой "скачок" с "водной горизонтали" к "огненной вертикали", отображенный в самом графическом символизме креста, невозможен без проявления воинской мужественности, ведь "Царство Небесное силой прорывается (βιάζεται), и применяющие силу (βιασταὶ) захватывают (αρπάζουσιν) его" (Мф 11:12).

Свободу невозможно выпросить, ведь свобода обретается только в борьбе за неё, на которую необходима настоящая воинская смелость, о которой нам постоянно говорит Христос: "Не бойтесь!" Рождение свыше (ввысь) не может быть пассивным, ибо от человека требуется настоящий бунтарсткий взрыв. Но это восстание направлено не вовне, а вовнутрь самого человека, где рождаемое новое вырывается из под гнёта ветхого, овладевая полнотой безусловной власти над самим собой. Именно поэтому скорбящие (πενθοῦντες), смело несущие невинные страдания и способные на сострадательную милость, становятся призванными (παρακληθήσονται) быть вместе с животворящим (инициирующим их) Духом Параклитом (παράκλητος), укрепляющим любые немощи и возжигающим огонь их внутренней освободительной борьбы. Одно из древних переносных значений термина παρακαλέω - разжигать, раздувать. Если понять, что «παράκλητος» в духовном смысле это оживляющий «возжигатель», то всё становится на свои места:

«Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12:49)
«Возжигатель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.» (Ин 14:26)
«Когда же придёт Возжигатель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.» (Ин 15:26-27)
«Если Я не пойду (на крест), Возжигатель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде.» (Ин 16:7-8)
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян 2:3-4)

Стоит ещё добавить некоторые уточнения на тему термина «пара-клео» и его неоднозначного перевода - «будут утешены», во 2 заповеди блаженств:
Слово «пенфУнтес» означает буквально тех, кто пребывает в скорби, тяжесть и мучительность которой вызывает страдальческие слёзы. Человек переносит пытки, а не просто он «плачущий», из-за того, что его кто-то обидел, или он не получил того, чего хотел. Угнетаемый скорбящий, жизненный огонь которого угашается, нуждается не в том, чтобы его пожалели, а в том, чтобы этот его огонь «раздули, разожгли» с новой силой, что и делает призываемый Дух Параклит. Сам образ «вдувания дыхания жизни» (в Адама) взят от естественного процесса раздувания огня из дымящегося трута. Дух Параклит буквально «призывает» огонь жизни в человеке, как архаичный человек «призывает к жизни» разводимый огонь своим дуновением. Бог лепит человека из земной грязи и раздувает в нём огонь жизни и человек становится «очагом» («пещью») - живой моделью космоса, но он может стать и священным неугасимым жертвенником, сам призывая и обращаясь навстречу дуновению Духа Параклита. Жизнь в Духе Святом - это призывание (раздувание, разжигание) огня истинной жизни от Духа Возжигателя.

В самих описательных характеристиках понятия «скорби» присутствуют образы «груза, тяжести, гнёта», что непосредственно связано с образом выжимания масла из плодов оливы, от названия которой и происходит греч. слово «милость» - элейсон. Место, где Иисус скорбел до кровавого пота, называется буквально «масличные прессы» - Гефсимания: «Душа Моя скорбит смертельно!» (Мф 26:37). Так что «слёзы скорбящих», это не слёзы немощной слабости, а «кровавый пот» волевого упорства, удерживающего человека на выбранном им пути. И основанием для такой стойкости является смелость, открывающая переход («скачок») к вышней милости, которая сочится из человека, как масло из плодов оливы, под гнётом «пресса» вольно воспринятых скорбей.

На иврите слово «милость» происходит от корня, означающего буквально - «живородящая матка»: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16:21). Вот именно эта радость рождения «нового человека» и есть то самое «утешение», которое обретается от Духа Параклита, изначально «разжигающего огонь» этой новой жизни и укрепляющего человека в «родовых скорбях», при которых рождаемый проходит сквозь «пресс» родовых путей («узкие врата и тесный путь») к своему новому самобытному бытию.
Tags: Евангельское мировоззрение
Subscribe

  • О тишине

    Часто приходится слышать, что "во всём надо полагаться на волю Божию", поэтому жизнь христианина должна быть "тише воды и ниже травы", ведь мы и…

  • О превосходстве

    "Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие–то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит…

  • Об оглашении

    Над воротами концлагеря написано "Труд делает свободным". Именно в этом же стараются убедить всех и законники в Церкви. Но свобода обретается…

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments